zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Category:

Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия).

Фасад Страстей Христовых вызвал у меня ощущение печали. Угловатый камень нес в себе боль Христа, безысходность Пилата, и горе Петра. Воины с лицами воздуховодов из дома «Ла Педрера». Несмотря на солнечный день, от фасада веяло холодом.
Антонио Гауди сознательно добивался такого воздействия на людей, поэтому планировал строить этот фасад сразу после фасада Рождества. Но увы, нелепая смерть под колесами трамвая в 1926 году так и не дала завершить работу.
В 1986 году продолжить строительство фасада предложили Жозефу Марии Субираксу. Целый год он изучал работы Гауди и в 1987 году предоставил готовый проект.

«Возможно кому-то этот фасад покажется слишком экстравагантным, но я хочу чтобы он внушал страх, и ради этого я не пожалею светотени…» Гауди

Я попытаюсь передать вам всю боль холод фасада Страстей Христовых и передать множество нюансов, которые вам не расскажет даже самый разносторонний гид.





Страстной ряд имеет определенный порядок сцен: от Тайной вечери, до погребения Иисуса. Они расположены в виде буквы S Сам фасад делят на три уровня: нижний, средний и верхний.


Нижний уровень:

Тайная вечеря. На лицах апостолов написана скорбь и недоумение: Только что учитель предсказал о предательстве Иуды. Классическая иконография тайной вечери совершенно не соблюдена: фигуры разбросаны хаотично. А одна фигура похожа на смерть.


Петр и воины: В схватке с солдатами Петр отсекает ухо рабу первосвященника. Если приглядеться, то можно заметить отрезанное ухо около левой руки переднего воина.


Поцелуй Иуды. Очертания фигур неястные, нечеткие. Автор как бы показывает, что дело происходит ночью. У Иуды «негативная форма лица». Около его ног- Змея, которая символизирует дьявола


Отречение Петра. Скорбь Петра поражает. Три женщины символизируют отречение Петра трижды. Тут же находится петух, который расположен на том же уровне что и змей Иуды, только по другую сторону ворот.


Се Человек.
Иисус после бичевания полон скорби. Понтий Пилат безысходно смотрит на посетителей храма, как будто видит в них толпу, требующею «Распни его!»


Суд Пилата.
Умывая руки Пилат снимает с себя ответственность за смерть Иисуса.


Двери. На центральной двери воспроизведен текст Евангелий о двух последних днях Христа. Они служат фоном для фигуры Бичуемого Христа.
Это интересно: на двери вылито 8.000 знаков.


На этой криптограмме всего 16 чисел. Их сложение в 310 разных сочетаниях всегда дает число 33 - возраст Христа. Сколько вариантов вы найдете?


Бичевание: Фигура расположена вне фасада, как бы отдельно. Между предательством Иуды и отречением Петра. Столб состоит из четырех фрагментов, что символизирует четыре стороны креста. У ног Иисуса трость, которую ему дали воины вместо скипетра. Над головой «альфа и омега» символ начала и конца.
Это интересно: Как утверждает скульптор, в глыбе мрамора около трости была найдена окаменелость пальмового листа, что в христианстве символизирует мученичество.




Средний уровень
Лонгин и игра в кости (см ниже). Фигура воина на коне это Лонгин, тот который пронзил копьем Христа, а позже стал рьяным последователем церкви Христовой. О нем я неоднократно писал. Меня всегда удвлял этот персонаж. Кроме того я так до сих пор и не выяснил, что такое «щит Лонгина» и чье лицо на нем изображается.


Три Марии и Симон Киринеянин.
Три плачущие женщины – Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина. А Симеон поднимает крест Иисуса.


Святая Вероника и Евангелист. Это второе падение Христа по пути на Голгофу Фигура святой Вероники изображена без лиц . А вот на камне ее платка высечен негативный образ Христа.


Слева изображен евангелист, прообразом для которого послужил сам Гауди. Шлема воинов взяты с дома «Ла Педера»


Верхний уровень:
Воины бросают жребий.
Столик сделан в виде костей ягненка. Кстати воинов всего четыре, а не три как кажется на первый взгляд. Четвертый высечен из камня. (см фотографию Лонгина)

Распятие. Крест сооружен из двух балок, а торец выкрашен в красный цвет в виде буквы «I» -символ надписи INRI «Иисус Христос царь Иудейский»
Разорванная завеса. Символ разорвавшийся завесы в храме. На заднем плане буквы


Погребение. Иосиф Арамейский с помощью Никодима несет завернутое тело Иисуса.






И напоследок несколько гаргулий (а куда же я без них) с апсиды Девы Марии. У Гауди это земноводные и рептилии, традиционно ассоциируемые со злом.




А на собранном чемодане уже билеты в Мюнхен. Так, что ждите постов про Рубенса, Дюрера и Гитлера (который кстати тоже был неплохим художником) :)
Удачи вам, мира с душе и хорошего настроения.
Tags: искусство, путешествия, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments