zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Categories:

Кесария морская (Израиль) . История. Достопримечательности. Путевые заметки











Ссылка на карту размером 2370х1300



Путешествие не складывалось. То я опоздал на автобус №706 идущий из Нетании в Кейсарию, то попал в перерыв в Хадере. Единственным транспортом едущим в том направлении был местная маршрутка до Ор-Акивы. Кстати название Ор- Акива в переводе означает «Свет Акивы» А кто такой рабе Акива, и что он сделал для евреев, несколько ниже. Проблемой также было то, что я не знал где выходить
-Извините, как мне доехать до Кесарии? Обратился я на английском к пожилому еврею, сидевшему рядом. Еврей не отвечал. Пришлось повторить свой вопрос несколько громче

-Кто нибудь понимает, шо он мене тут хочет? - Обратился еврей к пассажирам автобуса
.
-До Кесайрии где сходить? - Тут же перешел на русский язык я
. 
-Значит так. Ты проезжаешь Ор Акиву, но тебе туда не надо. Дальше будет такая штука около дороги, но ты на нее тоже не обращай внимание, но знай что скоро автобус повернет. После поворота тебе еще ехать около 10-15 минут. А там дальше и пешком недалеко.

-Ой, шо ви парите юноше мозги- вмешалась еврейка, с такими габаритами, что занимала одновременно два сидения. - не слушайте этого маразматика, слушайте сюда. Я вам все объясню! -И начала объяснять в таком же стиле, только переходя с русского на иврит. 
Через пять минут весь автобус с жаром, активно жестикулируя, обсуждал как правильно мне доехать. На мой осторожный вопрос «Так где мне все-таки сходить?» мне ответили: «Не видишь люди думают? Ща все будет»  Конец активному обсуждению положил водитель автобуса сказав: «Так, всем ша. Я тут уже 20 лет езжу. Я остановлю» И через пять минут действительно остановил автобус на участке кругового движения, сказав: «Это где то здесь. Пройдешь 20 минут по дороге и ты на месте.» Двери захлопнулись и маршрутка продолжила свой маршрут. 
Только оглядевшись я понял в каком нелепом положении я оказался. На участке было 6 дорог. Если логически исключить дорогу по которой приехал я и ту, по которой уехал автобус, все равно оставалось 4 дороги. Я чувствовал себя богатырем на перепутье: «Направо пойдешь- женатому быть, налево- богатому». И встав на понравившуюся мне дорогу я принялся голосовать
Довольно скоро остановился опель я двумя симпатичными девушками. Учитывая предыдущий опыт, я сразу начал разговор на русском языке 

-До Кейсарии подбросите
? 
English- ответили они. Девчонки оказались студентками из Мемфиса. Они очень удивились узнав, что я из России. И махнули рукой, мол залезай, поехали. Мы мило пообщались жуткой на смеси русского и английского и пришли к выводу, что " russian theatre is good, russian ballet is very good, Bush is fool . 
Кстати. Если бы я послушался водителя автобуса, и пошел бы пешком, то идти бы мне было далеко не 20 минут, а часа полтора минимум. Но кто этих евреев разберет с их логикой? 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ


Строительство города. Две с половиной тысячи лег назад сидонский царь построил ми берегу Средиземного моря по пути из Акко в Яффу небольшую крепость-маяк. Суда проходили мимо, не причаливая к берегу: место безлюдное, да и гавани нет. Спустя четыреста лет римский император Август передал этот клочок земли царю Ироду, и тот решил выстроить возле крепости город по образцу римских и большой порт. В 22-м г. до н.э. в 12 км от побережья, возле источников, соорудили плотину и водохранилище. Затем построили акведук. Прорубив скалы, проложили керамические трубы водопровода. Одновременно строили гавань, для чего углубили морское дно на 36 м, уложили и скрепили каменные глыбы волнореза. Соорудили высокий мол и систему каналов, предохраняющих постройки от наносов ила. Ученые по сей день не могут понять, как все это было сделано. Но факт остается фактом: порт был построен, и морские суда начали в него заходить. В 10-м г. до н.э. строительство города было завершено. Здесь было все, чем мог гордиться город тех дней: театр и амфитеатр, ипподром и стадион, рынки и римские бани, прекрасные мраморные дворцы и цветущие сады, а главное — проточная вода в каждом доме! Новый город Ирод назвал Кесарией в честь кесаря Августа. А чтобы город не путали с многочисленными другими Кесариями, расположенными в разных частях огромной Римской империи, добавил Маритима то есть «приморская».
Ирод очень гордился своим детищем и нередко посещал город. Он присутствовал на театральных представлениях, скачках, состязаниях атлетов. Мимы Кесарии были известны и за пределами Иудеи: в Сирии, Малой Азии и в самом Риме. Жители Кесарии были большими поклонниками искусств. Известен случай, когда все торговцы, покинув лотки, дружно отправились на театральное представление. Вернувшись, они обнаружили, что рынок полностью разграблен.

Как Понтий Пилат пытался на евреев наехать.
В период правления Понтия Пилата на сцене кесарийского театра разыгралась подлинная борьба между евреями и римлянами. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отдал указ внести статую императора в Иерусалим. "Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью." (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18, 3:1).
В свое время император Август сделал для Иерусалима исключение и не требовал исполнения этого римского обычая. Евреи возмутились, так как увидели в этом указе нарушение Закона (иудаизм запрещает создавать статуи). Возмущенные евреи отправились в Кесарию. "Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак, и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима императорские изображения и доставить их в Кесарию" (Иосиф Флавий, там же).

Почему евреи прокляли Кесарию

После падения Иерусалима и разрушения Второго Храма многие евреи в поисках пристанища перебрались в Кесарию. Еврейская община города вновь разрастается. В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах Кесария упоминается 140 раз, правда, далеко не всегда с одобрением. Строгие раввины Иерусалима смотрели на Кесарию как на опасный город, зараженный мирской суетой, где каждый легко превращался в язычника. В глазах евреев Кесария символизировала чужую ненавистную власть. После подавления восстания Бар-Кохбы в Кесарию был доставлен великий законоучитель и идейный вождь повстанцев рабби Акива. Здесь его посадили в тюрьму и здесь казнили. Евреи прокляли Кесарию. "Если скажут тебе, что Кесария и Иерусалим будут разрушены вместе — не верь! Если скажут, что вместе восстанут из руин — не верь! Падет Кесария и восстанет Иерусалим!"

Христиане в Кесарии
В I в. в Кесарии появляются первые христиане. В Кесарии апостол Петр крестил римского легионера Корнелия. Это было первое крещение язычника после видения Петру в Яффе. С него начинается переход всех уверовав ших в Иисуса Христа в христианство (Деяния, 10). В Кесарии диакон Филипп жил и проповедовал со своими четырьмя дочерьми. Апостол Павел был привезен сюда из Иерусалима и прожил в Кесарии два года перед тем, как его отправили на суд в Рим (Деяния, 23:23-25). Здесь начинает претворяться в жизнь завет Иисуса своим ученикам проповедовать Царство Божие другим народам. С годами порт начинает играть важную роль для христиан, так как через него иерусалимская церковь была связана со всем побережьем Средиземного моря.

Мусульмане в Кесарии
В 128 г. город был разрушен землетрясением, однако вскоре восстановлен. Вплоть до V в. Кесария оставалась одним из важнейших христианских центров. Ее школы славились во всем мире, а библиотека насчитывала свыше 30 тысяч томов. Наибольшего расцвета город достиг в византийскую эпоху. Евреи Кесарии даже после неоднократных изгнаний все еще составляли значительную общину. В 634 г., когда мусульмане завоевали Палестину, Кесария оставалась последним оплотом Византийской империи, но в 640 г. пала и она. По утверждению историка тех дней, "все оставшиеся сыны Израиля присоединились к мусульманам и вместе с ними образовали большое войско."

Крестоносцы в Кесарии.
Крестоносцы захватив город методично вырезали все мужское население, независимо от вероисповедани. Среди богатой добычи, попавшей им в руки, была необычная чаша из зеленого стекла. Крестоносцы решили, что это и есть Чаша Святого Грааля, которую, согласно христианской легенде, подарила царю Соломону царица Савская (жрецы Эфиопии пользовались ею во время жертвоприношения богу Солнца). Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго Храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. Во время Тайной Вечери из нее лили воду на руки Иисусу Христу при омовении. Затем в эту чашу собрали кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Отсюда название этой чаши (старофранцузск. "грааль" — кровь). Апостол Филипп перевез чашу в Кесарию. Когда же Кесарию атаковал Бейбарс, крестоносцы под страшным обстрелом камнеметов сумели вынести чашу из собора и доставили ее на корабль. Ее перевезли в Европу. Теперь зеленая чаша хранится в церкви Св. Лоренцо в Генуе.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В КЕСАРИИ

Порт

Ирод выбрал именно Кесарию для строительства самого современного порта древнего мира, или, как теперь говорят археологи, "жемчужины всех времен". Порт и сегодня поражает конструктивными решениями. В основание были уложены огромные базальтовые глыбы, некоторые длиной в 15 м.
Строители пользовались методом подводной формовки и заливали бетон под фундамент гавани. Этот опыт они переняли у римлян, и поэтому материалы должны были соответствовать этому методу: бетон производили в формах из особо устойчивой древесины, которую вывозили из Италии, так же как и применявшийся при этом вулканический пепел (по данным анализа, он взят из кратера Везувия).
Площадь порта со всеми его внутренними гаванями составляла более 90 тысяч кв.м, а причалы имели больше 1500 м. В таком порту можно было ставить на зиму сотни кораблей одновременно. Кроме открытых причалов была и внутренняя гавань в форме бассейна. Она находилась там, где сегодня пляжи Кесарии.
В порту Кесарии был мол со стоящим на нем маяком, набережная, погрузочные краны, верфь, складские помещения и пассажирская контора. "На возвышенности, лежащей прямо против входа в гавань, стоял храм Цезарю. В нем находилась колоссальная статуя Цезаря, ничуть не уступающая статуе Зевса Олимпийского, на которую она и была предназначена походить, и статуя Рима, не уступавшая Гере Аргосской" (И.Флавий. Иудейская война, кн.1, гл. 21, §8).
В дугообразном волнорезе было три прохода, через которые морская вода устремлялась в гавань. Образовывалось сильное течение в сторону главного выхода из порта, и оно уносило песок. Пока сохранялись волнорезы с этими отверстиями, порт не знал заносов.
Видимо, уже в древности в 40 м от берега образовалась большая геологическая трещина, и участок морского дна между нею и берегом начал опускаться (может, порт затонул из-за землетрясения 126-128 гг.).
В IV в. порт Кесарии превратился в смертельно опасную ловушку для кораблей: суда разбивались о невидимые, скрытые под водой строения порта. Археологи нашли остатки 17 таких кораблей. Один из византийских императоров пытался восстановить порт, но ему это не удалось: порт продолжал погружаться в воду.
Ко времени прихода крестоносцев порт был в плачевном состоянии, и, чтобы дать возможность кораблям пришвартовываться к берегу, в северной части гавани был построен каменный причал, его укрепили гранитными колоннами, оставшимися от старых римских построек. В настоящее время главные сооружения порта находятся на 5-7 м ниже своего первоначального уровня.

Развалины маяка и пирса




Театр
Он был раскопан полностью, и это было необычайно важным событием: был найден древнейший из сохранившихся на востоке театров. Он вмещал четыре тысячи зрителей и был построен по образцу римских. В нем была орхестра — круглая площадка, на которой выступали танцоры, актеры и хор; зрительный зал и здание скены (стена позади орхестры). Две трети орхестры были окружены зрительным залом. Ряды для зрителей располагались амфитеатром, и первые предназначались для почетных граждан. Скена был приподнята над землей и соединялась с орхестрой ступеньками. Под скеной были комнаты для переодевания актеров и хранения реквизита.
Одна из замечательных находок в театре — пол с фресками времен Ирода, который был обнаружен на глубине 70 см ниже мраморного пола орхестры. Фрески на полу — явление редкое. Они выполнены в том же стиле, что и в Самарии и Масаде. В Кесарии их приходилось неоднократно обновлять. Ученые обнаружили 14 слоев фресок.
За 500 лет своего существования театр претерпел много изменений: была обновлена стена за скеной, каменные сидения реставрировались несколько раз, в проскениуме возвышались гранитные колонны из Египта и мраморные - из Италии. Там же установили статуи. В византийские времена орхестра была превращена в бассейн, где устраивались разнообразные представления, н том числе и запретные. Например, сохранились строгие предупреждения о недопустимости безобразий и разврата в связи с представлениями "водного балета ", где участвовали голые нимфы. Но именно эти балеты имели невероятный успех, как и навмахии (букв. "морские битвы") — гладиаторские бои иммитирующие морские сражения. Такие представления обставлялись с особой помпой, а покрасневшая от крови гладиаторов вода вызывала еще большее возбуждение зрителей.




Надпись про Понтия Пилата

При реставрационных работах, начатых в Кесарии уже после провозглашения Государства Израиль, в 1961 г. на каменной ступеньке северной части оркестры была обнаружена полустертая надпись:
S TIBERIEUM
TIUS PILATUS
ECTUS IUDE

Ученые ее расшифровали так: "Понтий Пилат, префект Иудеи, святилище в честь императора Тиберия (соорудил)". Это первая и пока единственная в археологии находка, подтверждающая существование Понтия Пилата.



Остатки дворца прокуратора





Ипподром.
С первых дней существования города Ирод учредил там четырехгодичные игры, назвав их также в честь Цезаря, и удостоил первое состязание <...> своим личным даром, который состоял из очень ценных наград, причем царская щедрость простерлась не только на победителей, но и на тех, кто занял второе и третье места" (И.Флавий. Иудейская война, кн.1, гл. 21, §8).
Особой популярностью пользовались скачки на колесницах и на лошадях. Они проводились на ипподроме (450 х 80 м), считающемся одним из самых крупных на Востоке. Участники скачек объезжали вокруг специальных столбов-мет (несколько таких столбов было обнаружено в Кесарии). Тяжелее всего было пройти "тараксипп " (устрашающий коней) — стелу позади стартового участка. Ее обломки были найдены не только на ипподроме, но и в районе порта (видимо, камни стелы использовали позже как строительный материал). Остатки большого мраморного обелиска, служившего знаком для объезда, тоже были обнаружены на ипподроме.
Амфитеатр. Рядом с театром были найдены тянущиеся чуть ли не на километр скамьи. Археологи, раскопаншие сооружение диаметром в четверть километра, никпк не могут решить, что тго: амфитеатр, стадион или цирк, и в шутку называют его"амфистадионцирк". Известно, что в кесарийском амфитеатре (как и в цирке, и на стадионе) проходили гладиаторские бои, навмахии и травля людей зверьми. После подавления Великого восстания в амфитеатре по приказы Тита прошли кровавые представления, во время которых дикие звери растерзали тысячи пленных евреев. В кесарийском амфитеатре принял мученическую смерть и рабби Акива. По преданию, он испустил дух с возгласом "Эхад", то есть "Един" — последнее слово библейского стиха-молитвы "Шма Исраэль": "Слушай, Израиль! Господь Бог наш Бог — Един!"

Стартовые стойбища для лошадей


Ипподром




Трибуны для бедного люда



Места для богатых




Круг для разворота






Интерактивный музей Кейсарии

В небольшое помещение разделено на два зала. В одном из них находится кинозал, где каждые 15 минут показывают обалденный мультфильм про историю города. Лично я смотрел три раза: два раза на английском и один раз на французском. Но говорят, что есть и на русском. Во втором помещении стоят интерактивные экраны, на которых можно поговорить с историческими личностями. Например с царем Иродом, или с Понтием Палатом. Я долго беседовал с ребе Акивой о том как он стал раввином, с апостолом Петром о религии и с Салах ад-Дином о штурме города. Понтию Пилату задал всего один вопрос: «За что нашего Христа распяли?». Через 2 минуты общения с персонажами создается ощущение что беседуешь с живыми людьми. Нерпередоваемое ощущение.

Разговор с Понтием Пилатом.


Ребе Акива рассказывает о втором храме





Подводный музей.
Чтобы посетить этот музей нужно обладать сертификатом дайвера. Вы заказываете экскурсию, приезжаете в назначенное время, вам выдают оборудование и вы погружаетесь в затонувшую историю. Не буду описывать всей прелести путешествия. Скажу только, что меня поразил остов разбившегося здесь во времена крестоносцев корабля

Начало осмотра. Сейчас подойдет, а точнее подплывет "экскурсовод"




Стена крестоносцев







 

 
Tags: путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments