zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Category:

Новозаветные сюжеты в живописи. Иконография распятия.


Распятие Христа
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти: если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахвани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину. Он был Сын Божий.
(Мф. 27:33-55)

Распятие Иисуса Христа на кресте, свершившееся на Голгофе, описывают все четыре евангелиста - их рассказы различаются лишь некоторыми деталями. Но прежде чем охарактеризовать живописные интерпретации этих рассказов, необходимо восстановить последовательность событий, происшедших на Голгофе, иными словами - сопоставить эти свидетельства, поскольку в данном случае, как и при описании других эпизодов из жизни Христа, они дополняют друг друга.

Последовательность событий на Голгофе:
1. Появление Иисуса на Голгофе (Мф. 27:33; Мк., 15:22; Лк. 23:33; Ин. 19:17).
2. Отказ Иисуса пить уксус, смешанный с желчью (Мф. 27:34; Мк. 15:23).
3. Пригвождение Иисуса к кресту между двумя разбойниками (Мф. 27:35- 38; Мк. 15:24-28; Лк. 23:33-38; Ин. 19:18).
4. Первое "слово" Иисуса с креста: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34).
5. Воины, распявшие Иисуса, делят его одежды (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:23).
6. Иудеи злословят Иисуса и насмехаются над ним (Мф. 27:39- 43; Мк. 15:29-32; Лк. 23:35-37).
7. Иисус вступает в разговор с двумя разбойниками (Лк. 23:39-43).
8. Слова Иисуса, обращенные к разбойнику с креста (второе "слово"): "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43).
9. Третья фраза, провозглашенная Спасителем с креста (третье "слово"): "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26-27).
10. Темнота опустилась на землю с трех часов пополудни (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44).
11. Вопль Иисуса, обращенный к Отцу (четвертое "слово"): "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46-47; Мк. 15:34-36).
12. Пятое "слово" Иисуса с креста: "Жажду" (Ин. 19:82).
13. Он пьет "винный уксус" (Мф. 27:48; Ин. 19:29).
14. Шестое "слово" Иисуса с креста: "Совершилось!" (Ин. 19:30).
15. Последний вопль Иисуса (седьмое "слово"): "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46).
16. Смерть Иисуса на кресте (Мф. 27:37; Мк. 15:37; Лк. 23:46; Ин. 19:30).
17. Завеса в храме разрывается надвое (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45).
18. Признание римских воинов: "Воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54; Мк. 15:39).


Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа изъяснял еще Иустин Мученик в своем "Диалоге с Трифоном": "Он (Христос. - A.M.) снизошел быть рожденным и распятым не потому, чтобы имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло".
В том, как по-разному изображалось Распятие - поначалу один лишь крест, а впоследствии и фигура Христа на нем, - отразились господствовавшие в разные эпохи доктрины христианского вероучения. В искусстве Средневековья догматы христианства выражались посредством разветвленной системы символов и аллегорий (впоследствии Лютер высмеивал эту страсть во всем видеть символическое значение и все толковать аллегорически). Картины художников итальянского Возрождения вмещали в себя едва ли не все элементы, иллюстрирующие евангельское повествование о крестных муках Христа. В живописи Контрреформации образом, которому поклонялись, чаще всего был один лишь крест с распятым на нем Христом.

В течение первых веков христианства в западной живописи, следовавшей в тот период византийской традиции, избегали изображения самого распятого Христа. В эпоху, когда христианство было запрещенной религией, Распятие изображалось символически. Это мог быть агнец, стоящий рядом с крестом, или триумфальный крест, соединяющий в себе латинский крест с греческой монограммой Христа - наложенными друг на друга первыми двумя буквами - Х (кси) и Р (ро) - слова "Христос". Он обрамлялся лавровым венком. Первый такой крест изображен на одном из римских саркофагов, датируемом примерно 340 годом. Этот символ Страстей Господних держался вплоть до времени правления императора Феодосия (379-395).
В эпоху Каролингов можно встретить уже значительное число изображений распятого на кресте Христа; они дошли до нас в виде резьбы по слоновой кости, чеканки, в иллюстрированных манускриптах того времени. Тогда же начинают изображаться многие из тех персонажей, которым суждено будет стать главными действующими лицами на картинах с этим сюжетом в живописи Западной Европы последующего времени. Это, в первую очередь, Дева Мария, евангелист Иоанн, святые жены, два разбойника, римские ополченцы, центурион и воин с губкой на иссопе.


Крест
Распятие на кресте в Древнем Риме было распространенной формой наказания, на которое обрекались рабы и самые отъявленные преступники. По мучительности своей это наказание считается самой ужасной пыткой. Крестная казнь была отменена императором Константином Великим в IV веке. У евреев казни посредством распятия на кресте не было.
Необходимо напомнить, что сама казнь производилась не так, как это изображали старые европейские мастера. История свидетельствует, что осужденный на крестную казнь в действительности нес не весь крест, а только его верхнюю перекладину - patibulum, - которая уже на месте казни укреплялась тем или иным способом к врытому заранее на нужном месте столбу. Причем и перекладина креста, и сам столб использовались не один раз.
Из ряда известных фигур креста в изображении распятия наибольшее распространение на Западе получили две: так называемый тау - крест (от названия греческой буквы Т, которую такой крест напоминает своей конфигурацией), или crux commissa (лат. - крест соединенный), и так называемый латинский крест, у которого поперечина крепилась несколько ниже вершины столба, - crux immissa (лат. - крест пересеченный); именно такой крест чаще всего изображался в западноевропейской живописи.
Уже упоминавшийся нами не раз святой Иустин, не упускающий ни одного случая найти в Новом завете осуществление пророчеств Ветхого завета, сравнивает такой крест с рогом, поскольку о нем говорится у Моисея: "...крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола". Комментируя этот текст, святой Иустин говорит: "...никто не скажет и не докажет, чтобы рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа, выражающего крест". Отцы церкви сравнивали крест также с птицею, которая летит с распростертыми крыльями, с плывущим или молящимся с распростертыми руками человеком и даже с мачтою и реей корабля.
Известны и другие разновидности креста, изображавшиеся художниками. Так, на протяжении столетий, начиная с VI века и вплоть до XIV века, обычный латинский крест превращался в ветви живого дерева - особенно много таких изображений в XII-XIII веках. Согласно утверждению Бонавентуры, средневекового теолога и философа, одного из пяти величайших учителей церкви, это было древо познания, вновь расцветшее благодаря животворной крови Спасителя. Эта концепция - еще один пример выражения тесной связи между грехопадением Адама и распятием Христа, о которой говорили средневековые теологи.
Есть и еще одна фигура креста - Y-образный крест, указывающий своими "руками" ввысь. Он встречается главным образом в немецком искусстве, поначалу - в XII веке - в книжных миниатюрах, а примерно с 1300-х годов и в монументальных распятиях.
Хотя обычно крест делался невысоким, и в случае с Иисусом не было оснований отходить от традиции, свидетельство Иоанна: "Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его" - доказывает, что губку нужно было довольно высоко поднять, чтобы достать до губ Христа. Именно это свидетельство побудило художников часто изображать Христа на высоком кресте, как мы видим это у Ганса Мемлинга.


Фигура Христа на кресте

Выше уже отмечалось, что искусство Средневековья прошло под знаком изображения Иисуса на кресте живым - его глаза открыты, нет никаких следов страданий, как будто он утверждает победу над смертью. В эпоху Возрождения и Контрреформации Христа на кресте изображали уже мертвым. Иоанн свидетельствует: "...И, преклонив главу, предал дух". Следуя этому свидетельству, Христа изображают с поникшей - обычно на правое плечо - головой (в соответствии с утвердившимся символическим значением стороны по правую руку Христа как места праведников).
Начиная с середины XIII века Христа все чаще изображают на кресте в терновом венце. Молчание евангелистов по поводу тернового венца у Христа в момент распятия не позволяет с уверенностью утверждать ни о его наличии, ни об отсутствии. В апокрифическом Евангелии Никодима, однако, об этом говорится определенно: "И венец терновый на Его голову возложили" (10). Импульсом к такому изображению послужило обретение этой священной реликвии французским королем Людовиком IX в ходе VII Крестового похода на Ближний Восток (1248-1254). Изображение Христа в терновом венце имеет еще и то обоснование, что венец этот, по мысли палачей Христа, выражает то же самое, что и прибитая к кресту надпись о вине Христа, то есть подтверждение - на издевательский лад - царственной природы Христа.
Средневековые теологи страстно дискутировали на тему, был ли Христос обнажен на кресте или его распяли одетым. Евангелисты рассказывают, что солдаты разыграли его одежды. Следовательно, на кресте он не был одетым, но не был и полностью обнажен, как распинавшиеся преступники в Древнем Риме. Изображать Христа полностью обнаженным было не принято. С начала V века Христос изображался на кресте в одной набедренной повязке, что согласуется со свидетельством Евангелия Никодима. В начале следующего столетия распространение получил образ Христа на кресте в длинной тунике, или колобиуме, - и эта фигура, одежда которой скрывает все следы физического поругания, оставалась таковой почти на всех западных распятиях вплоть до конца XII века и даже позже. Более реалистическое изображение распятого Христа, на котором оставалась только набедренная повязка, ввела в IX веке византийская церковь. Его глаза закрыты, и из раны на груди изливается кровь. Этот образ подчеркивал человеческую уязвимость Христа и тем самым реальность его воплощения. Образ умершего на кресте Христа к XI веку стал господствующим в византийском искусстве; на Западе, однако, он распространился не ранее XIII века - несколько исключений можно отметить лишь в памятниках, созданных под влиянием византийского искусства (например, мозаика церкви Сан Марко в Венеции).
В XIII веке в Италии нашла выражение еще более натуралистическая концепция распятого Христа. Она была создана под влиянием проповедей святого Франциска Ассизского. Согласно этой концепции, Христос уже не был безучастен к физическим страданиям. Таким - страдающим - он предстает на "Распятии" (1260) Чимабуе в Верхней церкви в Ассизи к несчастью, эти фрески погибли в результате землетрясения, происшедшего 26 сентября 1997 года). Этот образ страждущего Христа становится доминирующим во всем западном искусстве:
Христос предстает жертвой, его агония есть искупительная плата за грех человечества. "Изенхеймский алтарь" Грюневальда демонстрирует крайнюю степень физического страдания Христа.


Святая кровь
Кровь Христа, излившаяся из его ран на крест, обладает, согласно христианской доктрине, искупительной силой. Потому обычным было изображать ее обильно льющейся. Она может течь на череп (Адама), лежащий у основания креста. Череп иногда изображается перевернутым, и тогда святая кровь собирается в нем, как в чаше. Иногда кровь в чашу собирает, как уже отмечалось выше, воскресший Адам, но чаще это делают парящие у креста ангелы. Усиление этого образа в живописи Возрождения шло параллельно с все большим распространением культа святой крови. Кровь Спасителя, как считали средневековые теологи, - реальное вещество, одной капли которого было бы достаточно для спасения мира, а она лилась, как утверждал Бернард Клервоский, в преизбытке. Фома Аквинский выразил ту же мысль в одном из своих гимнов:
Верный Пеликан, Христос,
Боже мой
Мя нечистого от грехов омой
Кровию честною, коей малости
Дабы целый мир спасти.
(Перевод Д.Сильвестрова)

На картинах старых мастеров часто можно видеть ангелов, парящих над распятием и собирающих в кубки обильно льющуюся из ран кровь Христа.

Гвозди
О том, что Христос был именно пригвожден к кресту, в Евангелии имеется лишь косвенное свидетельство - слова Фомы: "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей..." (Ин. 20:25). Ни один из евангелистов, описывая сцену Распятия, не уточняет, каким способом Христос был распят. В искусстве вплоть до XV века Христос изображался пригвожденным четырьмя гвоздями - по одному гвоздю на каждую руку и ногу. Позднее художники - за редким уже тогда исключением, к каковым относится и картина Рубенса "Пронзание Христа копьем" - изображают три гвоздя: ноги крест-накрест прибиты одним гвоздем. Три гвоздя стали одним из символов святой Троицы. Гвозди являются одним из инструментов Страстей Господних. (Стоит обратить внимание на то, что когда разбойники, распятые вместе с Христом, пригвождены к своим крестам, а не привязаны, как это часто бывает, они пригвождены четырьмя гвоздями.)


Надпись

В эпоху Древнего Рима осужденному на казнь через распятие, когда его вели к месту казни, на грудь вешали табличку с надписью, за что он осужден. Иногда эту табличку несли перед осужденным.
Что касается надписи с указанием вины Христа, то она может быть реконструирована по свидетельствам всех четырех евангелистов, поскольку каждый из них дает то или иное уточнение в ней, которого нет у других. Полный ее текст при этом выстраивается следующим образом: Сей есть (Матфей, Лука) Иисус (Матфей, Иоанн) Назорей (Иоанн) Царь Иудейский (все). Иоанн свидетельствует также, что надпись эта была сделана на трех языках - еврейском, греческом и латыни. Иудеи сочли эту надпись оскорбительной для них, поскольку из нее следует, что царство Иисуса над ними как бы признано ими самими, тогда как они осудили Христа за то, что он сам утверждал, будто является их царем. Они потребовали у Пилата, чтобы тот дал другую "редакцию" этого "титула": "Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский" (Ин. 19:21). Однако прокуратор отказался это сделать, сказав: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22). В живописи Средневековья и Возрождения надпись эта приводится на латыни либо полностью: "lesus Nazarenus Rex ludareorum", либо в виде аббревиатуры: INRI. В живописи Контрреформации она воспроизводится, в соответствии со свидетельством Иоанна, на трех языках -латыни, еврейском и греческом. В таком виде эту надпись можно видеть на картинах Ван Эйка, Грюневальда, Альтдорфера, Рембрандта и других.

Подножие
Подножие, или перекладина для ног, которую можно видеть в ряде западных изображений распятого Христа, - изобретение художников Средневековья. До VI века о подножии нет упоминаний. Свидетельства более поздних авторов противоречивы. Первое определенное упоминание о нем встречается у Григория Туронского, жившего в VII веке, однако он не указывает источника своего утверждения и, противореча сам себе, добавляет, что на древних изображениях креста ноги Христа висят, а не стоят на подножии. В живописи эпохи Возрождения изображение подножия встречается реже (отдельные примеры: Дуччо, Фуке, Андреа дель Кастаньо, Перуджино).

 

Вторая часть поста
Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments