zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Субботние монстры.

 
В раннем детстве мне подарили книжку в которой были красивые картинки, на которых было изображено страшное чудовище. Длинные руки, сгорбленная спина. Потом мне сказали, что оно заставляет людей смеяться, и питается их эмоциями, постепенно поглощая человека. И вот будучи в Казани я увидел его на стене метро. Это был
ШУРАЛЕ (шyрaле, ярымтыk, урман эйэhе, урман шайтаны), в баш. мифологии - дух леса, леший. Согласно преданиям и легендам и сказкам, Шурале - потомки людей, не принявших ислам или умерших преждевременной, насильственной смертью и не обретших покой в могиле. Это рогатое человекоподобное существо (чаще с одним рогом на лбу), длинными руками и пальцами с острыми когтями. Иногда представляется бревном, деревом или животным. Шурале ворует младенцев, оставленных в лесу без присмотра, сбивает чел. с пути, заводит в чащу, где щекоткой может довести до смерти. Он. боится воды, поэтому спастись от него можно пройдя через реку.
Прообраз Шурале бытовал не только в татарской мифологии. У разных народов Сибири и Восточной Европы (а также у китайцев, корейцев, персов, арабов и других) существовала вера в так называемых "половинников". Назывались они по-разному, но суть их оставалась практически одинаковой.
Это одноглазые, однорукие существа, которым приписывались различные сверхъестественные свойства. По якутским и чувашским поверьям, половинники могут изменять размеры своего тела. Почти у всех народов считается, что они страшно смешливы — смеются до последнего вздоха, а также любят смешить и других, часто щекочут скот и людей до смерти. Они находится в постоянном поиске веселья и питаются человеческими эмоциями (страхом и удовольствием) и доводит свои жертвы до гибели. Ему постоянно нужна его "половина" — человек, в котором бы он обитал. Половинникам приписывались "смеющиеся" голоса некоторых птиц (отряда совиных). Удмурты словом "шурали" или "урали" называют филина. А марийцы гукающую ночную птицу называют "шур-лочо", что значит "половина-карлик". Злой лесной дух, имеющий лишь полдуши, мог вселяться в людей. В старочувашском языке образовалось слово "сурале" — человек, в которого вселился "сура" (чёрт-половинник). В северных говорах чувашского языка и в марийском звук "с" иногда переходит в "ш" — этим объясняется появление "шуреле".
В татарском языке существуют и другие варианты этимологии этого слова. С течением времени первоначальное значение слова "шуреле" (половинник) было забыто, и оно стало обозначать лешего, оборотня. Чем дальше наши предки уходили от язычества и увереннее чувствовали себя в окружающем мире, тем меньше оставалось в нём мистики. Постепенно наводящий ужас и обладающий сверхъестественными силами лесной дух превратился в незлое и даже почти безобидное существо, правда, имеющее странные и неприятные привычки, но настолько глупое и доверчивое, что его нетрудно обмануть.

Как любой мифологический персонаж, злой дух может быть по-разному осмыслен современным искусством, он даёт материал неожиданных и глубоких философских обобщений.

Поэма сказка: "Шурале" с прекрасными иллюстрациями.



Картинка ведет на полный перечень иллюстраций к поэме.


"Иллюстрация к поэме Шурале" . Художник Б. Альменов. 1966 г.


"Былтыр и Шурале". Скульптор Г. Зяблицев. 1957 г.

Шурале в парке города Альметьевск


Папиросы 1948 года

Ну и по заказу моих тверских друзей фотография ШОКОЛАДНОГО ШУРАЛЕ (вес 56 кг), сделанного казанскими кондитерами


Вот пожалуй на сегодня и все. И внимательно вглядитесь в себя. Вдруг половина вашей души это Шурале?
Tags: искусство, личное, субботние монстры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments