Личный

The Lady with the Unicorn


Ранним августовским утром я бежал по безлюдным парижским улицам. Сердце учащенно билось в груди. Как молодой мальчишка, сжимая вместо букетика цветов путеводитель по средневековому искусству я спешил на свидание с дамой. Дамой, чье совершенство, чистота, святость и целомудрие воспевались на протяжении веков.
Шпалеры «Дама с единорогом» были вытканы около 1500 года и являются жемчужиной Национального музея Средневековья, более известного как Музей Клюни.

О происхождении.
Существует две теории происхождения шпалер. Согласно первой на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Ша-бана. И соответственно данные шпалеры являются приданным. Но тогда возникает несколько несостыковок:
• Костюмы Дамы и камеристки соответствуют концу XV века, для 1513 года они немодны. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века.
• Лица всех шести изображений Дамы разные, не могут быть связаны с определенным персонажем.
• По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Существует и вторая версия.
Шпалеры были заказаны президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдических мотивов обнаруживает горделивость судейского чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были в ту эпоху своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Но и здесь возникает вопрос: чувств пять, а шпалер шесть. Чему посвящена главная и самая красивая шпалера? Итак начнем по порядку.
 
</div>
Вкус.

Дама берет с блюда, которое держит служанка сладости чтобы предложить единорогу. Она приманивает его. Единорог, как и лев стоят на задних лапах, что может трактоваться как возбуждение, или я бы сказал агрессию. Собака у ног служанки внимательно смотрит на единорога. Особое внимание стоит обратить на обезьянку. Вот что мне удалось накопать: Среди ранних европейских миниатюр (XV в.) известен сюжет сотворения богом животных. Все звери обычно расположены по левую сторону от господа. Причем первым всегда изображался мифический единорог — любимец всевышнего, который держит это стройное благостное животное за рог (есть мнение, что единорог олицетворял Христа, а его рог — крест, жертвенную смерть спасителя). Далее стоят слева же другие животные. И только одна обезьяна находится справа от бога. При этом единорог и обезьяна пространственно размещены на одном плане, олицетворяя, таким образом, антагонизм сил добра и зла. В картину Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии Магдалины» (алтарь), специально введена обезьяна как антипод светлого и чистого образа Христа.
 
 </div>

Обоняние.

Дама плетет венок из цветов. Проведите ассоциации с лилиями на картинах с сюжетом «Благовещение» и вам все станет ясно. Обратив внимание на корзину, мы видим, что обезьяна уже запустила лапу в чистые цветы. Единорог уже спокоен, но все еще находится на некотором расстоянии от дамы.
 
 </div>

Зрение.
«...малое животное он, подобен козленку, но очень горячее, и не может охотник подойти близко к нему, так как оно очень сильно. А как его ловят, скажу: деву чистую, одетую бросают пред ним, и прыгает в пазуху девы животное, и (она) держит его, и (оно) идет за ней, и (она) несет его во дворец к царю." Александрийский Физиолог
«Отличается он такой силой, что не может быть пойман никакой доблестью охотников; но, как уверяют пишущие о природе животных, поймать его можно, выставив вперед юную девственницу с обнаженной грудью, к которой единорог, отбросив всякую свирепость, склоняет голову и, так успокоенного, его ловят беззащитным."
Из "Этимологии" Исидора Севильского

На данной шпалере мы видим укрощение единорога. Он блаженствует, и дама демонстрирует ему его совершенство. И при этом нежно обнимает. Две детали, которые меня удивили: уже нет обезьяны (грех искуплен?) и лев (держащий геральдический герб) отвернулся в другую сторону как бы оставив их наедине.
 
 </div>

Осязание.
Дама идет вперед, держа в одной руке развивающийся стяг, в другой рог единорога. Здесь мы видим полное подчинение единорога воли девы. Если учесть что единорог символизирует Христа, а согласно бистеарию дева отождествляет с церковью, то аналогии можете додумать сами. Кстати, обезьяна сидит на цепи.
 
 </div>

Слух.

Леди играет на портативном орган, расположенным на столе, покрыт турецкой тканью. Лев и единорог окружают сцену, выступая качестве декоративных элементов по бокам органа.
 
 </div>

A Mon Seul Désir

Название расшифровывается как «Мое главное желание». Если учесть что слово Désir переводится также как «влечение, стремление» то становится понятен смысл всего произведения: подчинение всех чувств, для достижения главного желания. Дама оставляет все земное (драгоценности) для того чтобы войти в шатер, который символизирует царствие небесное.
Некоторые считают что данная шпалера символизирует шестое чувство понимания из проповедей Жан Герсона из университета Парижа.

А какие чувства у вас вызвало данное произведение?

The Lady with the Unicorn (сайт)



мне тоже посчастливилось увидеть это своими глазами в этом августе...
полный восторг
спасибо:)
Да, музей Клюни вообше впечатляет. Особенно дворик. Я там любил отдыхать: тихо, не жарко, и спокойно.
красиво. какая проработка элементов украшения)
А сколько народу работало над ним? страшно подумать...
Просто я влюбился в эту Даму. В ее красоту и чистоту. Особенно на гобелене "Вкус". Но увы нас разделяет 500 лет...
Мне тоже понравились ваши батики. Вот только непонятно почему единорог на ваших батиках на фоне современных домов?
Огромное спасибо! Неземная красота и титанический труд! Это я знаю, т. к. гобелены - моя специализация по диплому, два года работы в мастерских и мечта вернуться к этой работе не отпускает меня.
Кстати в одних источниках описывают это как гобелены а во вторых как шпалеры. А в чем разница?
я читала книгу шевалье "дама в голубом". там рассказывается, как делались гобелены. очень интересно.
Спасибо огромное! очень впечатлило!
Очень красиво! Мне показалось, что эти гобелены последовательно отражают возраст Дамы. На первом она юная и действительно очень красивая, а на последнем - оставляет все земное в преддверии смерти.
Тоже как вариант. Я думаю, что трактований может быть множество.
¡Вот это йа понимаю ПОСТ!

¡Не ПОСТ, а ПОСТИЩЕ!
вы знаете, вот такое ощущение, что все совсем не так, как принято считать.
много слышала про эти шпалеры, и в т.ч. трактовку, озвученную вами. но вот меня терзают смутные сомнения, что символы разгадываются совсем не так...
не знаю, почему у меня такое чувство. может быть, я пойму, как - но вряд ли это случится раньше чем увижу вживую все 6 шпалер

а вы сами что думаете по их поводу?
Я просто наслаждаюсь красотой. Что же касается символов, то тут нужно просто изучать древние бистиарии, книги. А на это увы просто нет времени
Можно я буду это считать подарком на завтрашний день рождения? Спасибо, утешил глаз и душу.
С днем рождением, родная. Давно не виделись. Приезжай на чашку кофе...
Это просто волшебный ансамбль, из его зальчика в Клюни просто невозможно уйти! Спасибо Вам за картинки и за рассказ.