zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.


"На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,  взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин 12:12—13).

  Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (он пришел к нам в Х веке, христианская Церковь ввела его в IV веке) назывался Вербным воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящалась и освящается в храме святой водой.
     Вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов (верба растет в сырых местах, у воды), а значит, она, верили предки, способствовала плодородию и будущему урожаю. Здесь прослеживается отчетливая связь с дохристианскими обрядами и верованиями, с культом духов растительности и плодородия.
     Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. В древности существовал обычай: вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и приговаривали: "Верба - хлест! Бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно". Это делалось с целью оделить детей здоровьем.
     Освященной вербой постегивали и молодых женщин и девушек, а также новобрачных, желая тем самым сделать их чадородными.
     На Руси было принято освященную вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год. А в самый праздник веточками вербы стегают скотину и приговаривают: "Как вербочка растет, так и ты расти" - помимо пожелания здоровья домашним животным, это должно было предохранить их от нечистой силы. Веточки освященной вербы укрепляли и в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
     Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы - от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады и т.д.
     Следуя убеждению, что верба обладает универсальной целебной силой, наши предки съедали с освященной вербы по девять шишечек (сережек), считая, что это предохранит от лихорадки. Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник - верили, что это спасет от попадания молнии.
     Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, без различия сословий и званий ( от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, поросшие ивами и вербой. Иностранцы, посещавшие Москву в XVI-XVII веках, оставили интересные воспоминания, как в субботу, накануне Вербного воскресенья, перед обедней, из Успенского собора Кремля при большом стечении народа выносили большое дерево (вербу), украшенное разными искуссвенными плодами, устанавливали его в огромные сани и везли, как при крестном ходе.
     Существовал и такой обычай: по возвращении домой из церкви люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: "Не я бью, верба бьет". Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресенья, хлестали достаточно больно, приговаривая: "Верба хлест - бьет до слез".

Всех евреев поздравляю с началом праздника Песах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments