zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Иерусалим. Встреча первая.



Иерусалимский синдром, состояние, близкое к экстазу ,в которое впадают люди-паломники, посетившие Иерусалим, столицу Государства Израиль. Для представителей разных конфессий он принимает свои, особые формы.

Каждый человек, который приезжает в Иерусалим, невольно испытывает трепет перед теми слоями истории, которые буквально оживают в этом городе. История, Библия принимают на священной земле осязаемые формы: вот этого камня касались руки Иисуса, с этой стены смотрел Ирод, здесь стоял Соломон… И ты невольно сходишь с ума. Чувства начинают переполнять душу. Ты наполняешься силами и обретаешь духовный покой. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.» Евангелие от Луки,  24:49

 

Иерусалим. Первая встреча.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Исх 20:8-10

 

Иерусалим был пуст. На улицах не было людей. Не было машин. Никого. Ни единого звука. Ни единого света. Время шабата.

В пятницу вечером город вымирает: хасиды (ортодоксальные евреи) молятся. Им запрещено работать (а под «работой» понимается все, от приготовления еды до включения света). Вечером пятницу закрываются все магазины, банкоматы светятся красным цветом (снять деньги нельзя), а целые районы, где живут хасиды перекрываются для постороннего доступа.


Главная туристическая улица города. Аналог нашего Арбата. Днем здесь на протолкнуться из за огромного количества продавцов и покупателей.


Мы шли по направлению к старому городу.  Мы это- я,  Игорь, который вызвался сопровождать меня, и Аркадий, охранник в Старом городе. На мой вопрос зачем ребята берут с собой пистолеты Glock, они ответили просто: «Мы не ходим невооруженными по старому городу. Могут убить.»

Каждый, кто вступает в старый город вспоминает вход Господень в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:12-13). И вот перед нами Новые ворота Старого города. В подсвещенной стене сияет черный провал. Как только мы вошли с него меня объяла темнота. На абсолютно пустых улочках не было ни одного источника света. Все окна были плотно закрыты металлическими ставнями. Мы двигались на ощупь по узким улочкам со множеством поворотов, тупичков. Постепенно меня охватывал липкий ужас. Ребятам тоже было не по себе. Казалось, что Иерусалим просто поглотил нас. Какие пальмовые ветви? Какие восклицания? Желание было одно: выжить в этом мертвом городе.


Стена старого города около Новых ворот. Еще щаг и мы войдем в святой город.


Фрагмент стены около Яффских ворот.

Через некоторое время, когда мне казалось, что я окончательно схожу с ума, мы вышли к Яффским воротам. Зайдя за ворота я увидел Геенну Огненную. Именно так называлась долина расположенная на юго-западе от Старого города в Иерусалиме. Я был потрясен страшной энергетикой этого места. Казалось, что еще секунда и горящие трупы взопиют о прощении.

Долина обнимает фундамент старой городской стены, заворачивает влево и ниже Сионской горы смыкается с Кедронской долиной. Долина была местом языческих обрядов, когда при царе Ахазе (в других источниках - во времена царя Соломона) идолопоклонствующие иудеи приносили ханаанскому кровожадному богу Молоху человеческие жертвоприношения (Иер. 7:31 –32). В качестве жертвы на алтарь ему клали ребенка - первенца, причем, убивали и сжигали его под хоровое пение, чтобы в округе не были слышны душераздирающие крики. Отсюда к этому месту ненависть и презрение иудеев.

В Библии предсказывается, что это место будет называться «долиной убиения», где птицы и звери будут пожирать останки и трупы павших в бою.  Позднее «Геенна огненная» превратилась в символ вечных мучений грешников, где «червь не умирает, и огонь не угасает» ( Мк. 9:44). Долина стала использоваться для обозначения места, где все нечестивые понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в огне. В православной литературе «геенна огненная» стала использоваться как прообраз адского пламени (Мт. 5 : 22, 18: 9), который станет участью грешников после их смерти (Лк. 12: 5). Тело и душа их будут брошены в геенну огненную : «...и бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

Вверху кладбище, внизу часть долины

Сзади за геенной находится Еврейское кладбище. Есть поверие, что воскресение начнется именно с этого места. И первые люди будут воскрешены именно здесь. Вот почему места на этом кладбище ценятся очень дорого, и быть похороненным на нем, это очень большой почет.

 

Стена плача. Если присмотреться то можно увидеть маленький вход в синагогу. Деревянное строение на переднем плане мост ведущий на Храмовую гору. По нему водят туристов с 13 до 14.

Постояв немного мы вернулись в старый город и пошли по улице Давида в сторону стены плача. Кстати у евреев нет такого понятия «стена плача», а есть «западная стена». И я долго пытался объяснить, что именно хочу увидеть. Поскольку время было уже позднее, то охрана нас не пускала. Но еврей с евреем всегда договорится. И Аркадий, сказав что-то на иврите и показав свое удостоверение, кивнул нам, что все в порядке. 

Стена Плача является самым святым для евреев местом: религиозные евреи мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача. Существует предание и о том, что во время возведения Второго Храма Западную стену строили бедняки, которые вложили в нее весь свой труд и всю свою душу. И что при разрушении Храма с небес спустились ангелы и распростерли над этой стеной свои крылья, произнеся: «Эта стена, труд бедняков, никогда не будет разрушена».

Около стены молились около 50 хасидов. Кто-то, читал священные книги, кто-то стоял обнявши стену и плакал и шептал молитвы, кто-то беседовал на богословские темы. На женской половине стены (разделены они перегородкой) молилась одинокая женщина. Она прикасалась к камням, поросшим мхом. Только Богу было слышно то, о чем она просила.

Между камнями стены скопилось множество бумажек, содержащих молитвы и просьбы. Два раза а год их собирают и захоранивают в специальном месте. Существует поверие, что если написать просьбу, то Бог обязательно ее услышит. И исполнит. Человеку воздастся все то, о чем он просит. Летя в Израиль я долго думал, что напишу на бумажке. Чего я хочу? Что мне необходимо? Что попросить у Бога? Но когда я достиг своей цели, достиг стены Храма,  понял, что просить ни о чем не буду. Ибо все в руках Его. И я отошел от стены так и не положив туда своей записки.

Позже мы долго бродили по пустым полуосвященным переулкам старого города. Города, по улицам которого ходили великие люди, пророки и авантюристы. Эти люди завоевывали или покупали Иерусалим. Они строили его и разрушали. Они молились в нем  или сжигали храмы. Но в эту ночь это был мой город. И сердце мое пело: «שלום לך ירושליים» (Здравствуй тебе Иерусалим)

Улица разделяющая еврейский и христианский квартал старого города.  Здесь более менее безопасно. В домах живут люди. Кстати земля в Иерусалиме не продается а сдается в аренду под залог в несколько шекелей. Через 49 лет вы можите продлить аренду. Это сделано для того, чтобы земля всегда находилась в собственности государства. Жилье в этих домах не продается, а передается по наследству. Потеря права на аренду для живущих здесь равносильна смерти.


Обратите внимание на полосу идущую вдоль улицы. Это стоки. Ни один житель Иерусалима не пойдет именно по этой линии. Он возьмет или правее или левее. Потому что данное место называется "ослиной тропой". Кто угадает почему?

Дом в Еврейском квартале. Днем вы это вряд ли увидите, так как ворота откроются. Ставни снимут, а роспись на стенах будет завешена всяческими сувенирами для туристов.



Стены старого города. Кто только не шел на приступ этих стен? Но время стерло их имена. А стены остались


Вторая часть Иерусалим. Живой город


 

Tags: искусство, личное, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments