zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Прага. Архитектура (часть 1)

Я начинаю публиковать свои впечатления о Праге.

Впечатления об архитектуре.




Ехать в Прагу нужно, чтобы прочувствовать на себе величие готических храмов, неприступность средневековых крепостей и мистическое (хотя и жуткое) спокойствие еврейского кладбища.
Начну я пожалуй с того, что меня больше всего поразило в соборе св. Вита, который доминирует над Прагой и устремлен в небо.
Горгулья - гротесковое изображение человека или животного, находящееся в архитектурном контексте, первоначально задуманное, чтобы служить в качестве водостока, для слива дождевой воды.
Слово "Gargoyle" использует общий корень со словом "Полоскание", оно происходит от старого французского слова "gargouille", обозначающего "горло". В переводе получается что-то вроде "полосканье горла". Настоящие горгульи являются водосливом, а необычное вырезанное существо, которое не предназначено для этой цели, правильней назвать "гротеском".
Кто такие горгульи мы обнаруживаем в инструкции Римского папы Gregory's к St. Augustine относительно обращения языческих народов в христианство: "Уничтожьте идола. Очистите храмы святой водой. Установите там реликвии и позвольте им естественно стать храмами истинного Бога. Но то, что люди должны получить, не должно резко изменить их традиции, а одна из старых традиций - жертвовать рогатым скотом демонам. Так позвольте им продолжать в специально отведенный день убивать животных не для жертвы, но для укрепления доверия к истинному богу, которому они теперь поклоняются."
Чтобы понимать средневековую скульптуру, вы должны представлять средневекового человека абсолютно верящим в Бога. Собор был проявлением их веры, местом проведения собраний и мистерий. Каждый человек в обществе жертвовал для бога, что мог. Собор должен был быть наиболее красивой структурой на земле, и любая задача становилась посильной во имя Бога. Собор должен был также быть "проповедью в камне", который мог бы легко "читаться" неграмотным обшеством. Многие из горгулий ориентированы на эту учебную цель. Иллюстрирование историй Библии - от Евы, протягивающей руку к яблоку, до пугающего изображения вечного проклятия.
Еще одна теория расположения горгулий на наружной стороне храма- это бегство злых сил от Света и Слова Бога. Верующий входя в храм как бы оставляют все свои богопротивные помыслы снаружи храма.
Но не все горгульи были ориентированы на религиозное воздействие. Многие являются просто гротеском и одна причина этому - устойчивое убеждение, что пугающие изображения могут отпугивать подальше "злой алкоголь": для этого они помещали их на наружные стены здания.
Большинство горгулий имеют широко открытые рты и высунутые языки. Разинутый рот - символ поглощения гигантами, угрожающий жест, который служит, чтобы напомнить нам, что мы являемся легкопоглощаемыми более сильными.
Так что «Взирайте смертные на бессмертное творение, ибо век ваш короток»

Общий вид.


Летящая Коровка. Целеустремленная, шустрая.



Менестрель. Обратите внимание на длинный язык-водосток. Нет желания его немного подрезать, чтобы наконец он замолчал?




Химера.



То ли обезьяна, то ли собака. Что, интересно, она держит в руках?


Наверное хохол. Иначе зачем он защищает свинью? Или наоборот, режет?


Падший ангел?


Жаба.


Волк.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments