Безмятежность

Почему я не люблю общаться в мессенджерах


Смартфон завибрировал и ваша рука, автоматически тянется, чтобы посмотреть сообщение. Что написали в один из мессенджеров? До определенного времени у меня тоже был Veber, Skype и WhatsApp. Но постепенно я стер все, кроме WhatsApp, который нужен мне по работе. Меня часто спрашивают, почему я не хочу отвечать или общаться через приложения для мгновенного обмена сообщениями. Причины я и попытаюсь сформулировать ниже.

1. Неправильное понимание собеседника.
Важнейшая часть нашего общения вживую – это невербальные способы коммуникации: тон голоса, мимика, позы и жесты. В программах это смайлики, но они не справляются с передачей эмоций. Как можно передать смайликом теплоту голоса к любимому человеку? Или серьезность отношений? В итоге мы сплошь и рядом не можем передать или уловить истинный смысл полученного послания. Шутка написанная в мессенджере может оскорбить собеседника. Короткое слово "хорошо" или "ок" могут быть восприняты как желание отделаться от общения.

2. Гендерное восприятие сообщений
Мужчины и женщины по-разному воспринимают коммуникацию. Для меня общение прежде всего передача информации. Рентгенограммы, выписные эпикризы пациентов, ссылки на нужные схемы лечения. Места встречи и планы на выходные
Для женщины коммуникация нужна для того, чтобы создать эмоциональную близость. Так что для них общение потенциально бесконечно. Для мужчин же способом создания эмоциональной близости становится совместная деятельность. "Доброе утро солнышко. Я очень по тебе скучаю, Давай попьем кофе в обед?" это женский стиль общения. "Сегодня встреча с клиентом в кофейне "Сидор, пидор и кофейное зерно" в 16.25" это мужской стиль общения.

3.Эмоциональная подпитка – общение ради общения.
Если мужчина не пишет партнерше сообщения так же часто и с тем же энтузиазмом, как она ему, то ей начинает казаться, что она ему неинтересна. В ее интерпретации это нежелание установить эмоциональную связь. А раз она не получает положительных эмоций, то выдает своему партнеру отрицательные эмоции. Многие женщины умеют виртуозно ругаться через мессенджеры.
И мужчина чувствует себя виноватым, хотя он предпочел бы вместе с ней погулять по вечернему городу или посидеть в баре.

4. Круглосуточное общение.
Сообщение можно написать в любое время и получить ответ, когда партнер сможет его прочесть и ответить. Но на практике написавший ждет немедленного ответа. А не получив трактует как нежелание общаться, игнорирование собеседника.
Я как врач не могу отключить рабочий мессенджер, и поэтому сообщения присланные ночью вызывают у меня подсознательный рефлекс опасности, и катастрофы. Например сломался аппарат в рентгене, погибает пациент и нужна срочная консультация, или что то случилось в отделении. Поэтому сообщение вырывающее меня из сна "Дооок? Прив ты тут? Вопрос мож...?" не вызывает у меня ничего кроме агрессии и адреналина. Также отрицательные эмоции вызывают сообщения в три часа ночи от людей, которые не спят и хотят эмоциональной поддержки.

5. Бесконечная беседа
В реальной жизни разговор имеет начало и конец, чего не скажешь об общении в мессенджерах. Как в теннисном матче, многие люди целый день перебрасываются сообщениями в режиме нон-стоп, следя, чтобы счет был 1:1. Часто бывает непонятно – как же закончить такую беседу? Может быть, когда один задал вопрос, а второй дал ответ? Или когда «чувствуется», что беседа завершена? Но ведь не всегда это ощущение возникает синхронно у обоих. И тогда один из них, не получив «ответного мяча», будет чувствовать, что его покинули или им пренебрегли.

6. Вынужденная ложь
«Прости, не увидел твое сообщение», «Разве ты посылал мне сообщение? Я не получил», «Прости, был занят, не проверял телефон».
В большинстве случаев это ложь Телефон при нас всегда, и мы проверяем его через каждые 5 минут, глядя в записную книжку делая звонки итд. В большинстве случаев человек просто не хочет или не может общаться с вами. И чтобы не объяснять причину просто говорит неправду...

7. Отвлекает от работы.
Время затрачиваемое на переписку в мессенджерах несоизмеримо больше, чем при звонке. И не всегда можно выяснить нужную информацию. Я всегда перезваниваю тому, кто пишет мне. За 3 минуты разговора я узнаю больше информации чем за пол часа общения через переписку. Кроме того когда во время описания историй болезни или консультации пациентов приходит сообщение это нервирует и меня и пациента. Меня, потому что подсознательно хочется посмотреть на экран, что случилось. Пациента потому, что он чувствует что доктор занят чем то другим. Еще раз напоминаю что подсознательно отправивший ждет немедленного ответа.

Как вы относитесь к общению через мессенджеры? Напишите плюсы и минусы общения.
Я их не подключала даже, только звонки и смс. Для работы - почта, для личного - Вконтакте. Раньше была аська))
Я с мужем в интернете познакомилась. И уже 16 лет общаюсь всеми способами, в том числе и смс и мессенджерами. Никаких непониманий через письменный текст у нас нет, мы оба прекрасно чувствуем и интонацию, и настроение, и, если сосредоточиться - даже можно "увидеть " выражение лица и жесты.

С подругами тоже прекрасно общаюсь через телеграмм.

Врать не вру принципиально, никому и нигде.

Беседа кончается, как только кому-то надоело или некогда - никакой бесконечности, достаточно написать "все, я ушел".

Отвлечение от работы... если человек работает и не может, он просто пишет "извини, занят". И все.

Так что кому как, да.
Отвлечение от работы... если человек работает и не может, он просто пишет "извини, занят".

Хорошо, если все понимают это "извини". Кроме того нужно все равно отвлечься написать.. Я вижу как общение идет ПОСТОЯННО. Метро, работа, природа итд. мы всегда в телефоне, всегда на связи.
А у меня нет смартфона и не хочу.
Но я почти 24/7 дома за ноутом. Когда не танцы, не тренировки и не в лес. Поэтому выходя из дома, отдыхаю от всего инета с удовольствием (особенно в поездах, в лесу и в отъезде!). Телефон для звонков и смс.

А вот на ноуте... Чаты с 12 разными каналами. Вконтакте (там есть и личные, и общие чаты). Скайп и телеграм. Несколько форумов, жж-лента, вконтакте-лента :)
Когда работаешь один дома, очень не хватает людей. А всё это великолепие создает иллюзию общения, и неплохую такую! А также дает уйму информации, "куда пойти и зачем", о разных предстоящих мероприятиях, от ДР любимого бара до фотосессии.
К счастью, не вся моя работа за компом, есть и оффлайновая, поэтому от работы не всегда отвлекает.
В общем, я всеми руками "за" мессенджеры. Если они не в смартфоне, то минусов вроде и нету. Главный минус про женщин - ну не все же обижаются, есть и понимающие 0_0 Минус про "сухое общение" - нечего слишком запариваться! Минус про "мало дельной информации" - ну не знаю. Кто-то умеет словами печатными, кто-то вслух. Я вот вслух не очень люблю общаться, и не дай бог по работе звонить нужно. Текстом гораздо понятнее, и "не вырубишь топором", и всё четко видно, а по телефону вечно "не так расслышал", "что-что?".
А за живыми речами и эмоциями - как раз иду на живые встречи, которые мне приносит ежедневный информационный вал :)

Вот утыкаться в смартфоны еще и невежливо, при наличии других собеседников. С ужасом видела даже крошечного ребенка (до года-двух) в коляске в парке на прогулке, который залип в смартфон! А как же смотреть на прекрасную природу? Я вот бегаю в парке почти каждый день, от 40 минут до часа, и без плеера, и не надоедает на него _смотреть_.
*А всё это великолепие создает иллюзию общения, и неплохую такую! *

Ключевое слово ИЛЛЮЗИЮ. Именно. Мы перестали просто говорить. Смотреть в глаза друг другу. Легче написать не видя собеседника. Иллюзия....
см. корпоративную практику
звонок - давай коммуницировать прямо сейчас, очень надо
мессенджер - раз в полчаса проверять ок, можно настроить на "звонить, если некоторые люди написали ключевые слова"
например "опасность, беда, ранен, боль" итп
чтобы если тебе в чат близкий человек чото пишет про проблему, это было тебе как звонок
почта - три раза в день - утро, обед, вечер, если личная

мессенджер - канал более быстрого доступа, чем почта, но более медленного, чем голос
так его и нужно пользовать : )
Для чего? Есть почта и звонки. И этого хватает. Вот что вы написали последним трем человекам в мессенджеры?
Для меня мессенджеры или смс наоборот в целом предпочтительнее чем звонок по телефону. Причин собственно три.
1. Мне лично удобнее излагать мысль с помощью текста, а не с помощью речи.
2. Мне удобнее когда не требуется немедленная реакция и есть возможность закончить то, чем ты в данный момент занимаешься или обдумать ответ.
3. Ты не оповещаешь всех окружающих на работе или в транспорте о твоих делах и проблемах.

Хотя в ряде случаев предпочту короткие звонки по телефону.
Спасибо за ответ. Вот первое как то всегда меня настораживало, так как я лучше воспринимаю голов человека.
В точку. Тоже недолюбливаю мессенджеры на мобильном по схожим причинам и сейчас практически ими не пользуюсь.
А вот на компьютере норм! (Хотя общение перекочевало больше в соцсети и там, кстати, местами весьма схожие проблемы замечаю. Например, в фейсбуке как-то дофига плотности информпотока, надо регулировать).
Но с другой стороны, когда куда-то еду путешествовать, то хочется показать и поделиться. И вот там возможность скинуть подруге фото по скайпу и потрындеть - прямо вот очень хороша. Но помня про 4 и 5 - стараюсь такие диалоги аккуратно отграничивать=)

Мне кажется, дело еще и в том что исходно на заре интернетов мессенджеры были средством связи между хорошо знакомыми людьми - с друзьями, семьей или когда много общаешься с кем-то по делу, причем нужно обмениваться инфой оперативно. Тогда на телефоне - платные смс, а на компе были мессенджеры.
А в эпоху мобильного интернета эта ниша применения очень разъехалась. В итоге у тех кто застал до -и ранне- интеренетную пору впечатление от теперешней ситуации такое, что вкладываться вроде как надо аналогично личному общению, а вот отдача.. И поэтому очень интересно, как эту ситуацию воспринимает более юное поколение, для которых мессенджеры на телефоне "самособойразумеющаяся" =) возможность ?

Edited at 2016-08-10 07:56 am (UTC)
Молодое поколение в мессенджарах по самые уши.
Про фотки или информацию я написал. Да 'mnj удобно.

Но когда идет непрекращающийся треп, становится грустно.
Плюсы (для sms и переписки в скайпе):
- возможность оставить информацию человеку, которого нет на связи - появится - прочитает, не надо сидеть дозваниваться;
- возможность более надёжно оставить информацию, типа время встречи, адрес, до какой остановки ехать - слушая с голоса можно что-то напутать или у собеседника может не быть под рукой на чём записать;
- возможность отправить одно и то же сообщение нескольким людям одновременно - тут экономия времени;
- в роуминге - экономия денег.

Под минусами подписываюсь.
Очень сочувствую невозможности держать средство связи выключенным!
У скайпа не очень всё хорошо с "оставить тому, кого нет на связи". Я ради этого обычно где-то держу постоянно включенный скайп.
К общению через телефонные мессенджеры (компьютерные -- в смысле на ноуте или десктопе -- дело несколько иное, хотя грань и тонка) отношусь конструктивно и "по-мужски". Т.е. главное -- передача информации. И тут у них есть ряд достоинств перед голосовой связью. (Кстати, по сути в нынешних смартфонах SMS от мессенджеров принципиально отличается только тем, что цена сообщений сильно выше.)

1. Они не требуют мгновенного ответа. Если звонком я могу помешать разговору, отвлечь от важного процесса, вырвать из "потока мысли" и т.п., то на сообщение человек может отреагировать позже.

2. И ещё они не требуют обмена звуками. На собрании, в кино, на дегустации, на концерте-квартирнике и т.д. -- есть куча мест, где очень неудобно вслушиваться слова из телефона и говорить вслух в полный голос (а выходить, если и возможно, то долго и неудобно). Да и просто когда в комнате помимо меня работает ещё 2-3 человека, каждый занят своими мыслями, телефонный разговор помешает всем.

3. (связанное с 1, но стоит сказать отдельно) Для передачи сообщения мне не нужно дожидаться, когда человек сможет ответить на вызов. На совещании он, в метро, на мотоцикле (и без гарнитуры), в самолёте... Я передал информацию или вопрос и могу не держать это в мыслях, могу не перезванивать надцать раз, могу сам сесть на мотоцикл, пойти в кино и т.д.. Сообщение почти наверняка дойдёт.

4. Если я или собеседник в роуминге (особенно заграничном), вопрос цены становится куда более значимым, чем если мы оба в одном городе, в домашней сети.

5. Передача текста вместо слов порой важна именно для передачи букв и цифр. И ещё этот разговор можно потом перечитать, вспомнить что-то.
Теперь касательно твоих к ним претензий (но это, конечно, чисто моё отношение, никому не навязываю, просто поделиться в порядке обмена взглядами на жизнь):

1. Многократно сталкиваясь с тем, что и в живом общении никаких интонаций не хватает, я склонен в текстовом относиться к этому спокойнее. Да, можно понять неправильно. Но эта опасность есть в любом письменном общении. Мессенджеры накладывают свою специфику. Её надо учитывать, да. Но в целом проблемой это мне лично не кажется.

2. Не совсем понял, в чём тут проблема. Этот пункт о целях общения, а не об особенностях канала связи. Бывало у меня раньше, когда я со своей девушкой в течении дня как раз "поддерживал контакт" короткими "эмоциональными" SMS'ками (мессенджеров в телефонах тогда не было). 2-3 смс за день, и оба довольны.

3. По-моему, это вопрос сугубо личного восприятия и "протокола" между двумя конкретными людьми. Ну, всякое бывает, конечно. На данный момент такой проблемы лично у меня нет.

4. Да, понимаю специфику твоей профессии. Я бы, возможно, тоже напрягался. А так, в принципе, нормально отношусь к приходящим сообщениям в любое время суток: либо я занят/сплю, и оно ждёт, либо я могу посмотреть, и тогда не так важно, который час.

5. С учётом, что я не считаю обязательным мгновенный ответ (если того не требует смысл сообщения) и не рассчитываю на него со стороны собеседника, "бесконечный разговор" для меня скорее плюс, чем минус. Если мне есть о чём поговорить с человеком и у нас обоих есть к тому желание, то нужно ли рубить разговор на чётко разграниченные фрагменты? Как побочный эффект, довольно часто не здороваюсь, продолжая разговор на следующий день, именно потому, что в моём восприятии разговор и не прерывался.

6. Как правило (не поручусь за "вообще всегда") не прибегаю к такой лжи. Но если это действительно так, то сказать не стесняюсь. Всяко бывает. Например, увидел сообщение, когда был всеми мыслями в отладке программы. Отвлекаться не стал, а потом забыл про него. Ну или пришёл на работу, забыл вынуть телефон из куртки, так что сообщения увидел, только когда пошёл на обед. Опять же, отсутствие немедленного ответа считаю нормальным (чего и другим желаю). Полагаю, что в срочных случаях можно начать стучаться иными способами (звонить, писать в мессенджер, который у меня и на компе есть). Вариант "я не получил" в современных мессенджерах, конечно, редкий но не невозможный. SMS так запросто могут загулять в пути непонятно на сколько, хотя обычно приходят сразу.

7. А вот тут, конечно, вопрос баланса. Если надо говорить сразу и много -- то лучше голосом, согласен. Если разговор может перемежаться большими паузами (в т.ч. на то, чтобы что-то погуглить, что-то где-то прочесть, о чём-то подумать), то текст оказывается экономичнее (впрочем, это скорее про набор текста с компа, потому что набор текста на телефона сам по себе склоняет к краткости изложения, а если никак, то снова лучше в голос перейти).
У меня все совсем не так. Мне как человеку склонному к некоей социопатии мессенджеры сделали жизнь лучше и удобнее. Твои пункты про отсутсвие личного общения и эмоционального контакта в переписке... А зачем мне он с малознакомыми и незнакомыми людьми?

С теми, чьё Общество мне приятно я, конечно, люблю общаться лично. Это другое.
А вот то, что с чужими можно свести общение к тексту - очень греет мне душу
Бесконечно поддерживаю, особенно по 5 и по 7 пункту.
Увы, не могу с тобой согласиться практически по всем перечисленным тезисам. Мне понятны негативные моменты, которые ты перечисляешь, понятно почему они тебе не нравятся - но коммуникаторы-то тут при чем? Если Вася с Петей друг друга понять не могут или чем-то друг друга раздражают, то это серьезная проблема Пети с Васей, но не их мобильного оператора и не их интернет-провайдера. Ты проецируешь проблемы формата и организации взаимодействия на инструмент, с помощью которого взаимодействие осуществляется. Если дров не нарубили - не топор виноват.

Люди действительно массово не способны друг друга понимать, друг о друге думать, превентивно оценивать последствия своих действий. Увы, факт. Но наличие в их руках коммуникатора, кремлевской вертушки или баллончика с краской для асфальта на это слабо влияет. Не могущий понять человека в переписке чаще всего и в разговоре будет тупить; "холодным отношением" партнера можно остаться недовольным даже после миллиона алых роз; сделать вид что не заметил звонка ничуть не сложнее, чем не заметить сообщение, ну и т.п.

В моем понимании общаются - люди. Если человек мудак, он и в вотсапе мудак, и при звонке мудак, и при личной встрече мудак не меньший. Если есть проблема с несвоевременным запросом на коммуникацию, то она не зависит от приложения, в котором этот запрос приходит. Проблемы - они у людей, не у инструментов.

Однако, братец, можно вспомнить массу случаев критического непонимания друг друга в том же FIDO, которые совершенно не мешали нормально общаться лично. Как, впрочем, бывали и случаи типа "на дух его не переношу, но переписка в эхе получается очень интересная". Мессенджеры -- лишь ещё одна грань, ещё один набор ньюансов.
В общем, разные каналы и протоколы связи очень по-разному влияют на общение с разными людьми.
Использую мессенджеры для не срочного общения и когда требуется на некоторое время сохранить информацию: список продуктов, например. Не использую для эмоционального и срочного общения - звоню. Некоторые вопросы по работе хорошо решать, фиксируются ЦУ и обещания начальства.