zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Categories:

Аспид


«Физиолог» византийской редакции описывает аспида как существо, «имающи лепоту дивну», но наделенное кровожадным нравом: самка во время совокупления убивает самца, а рождающиеся дети прогрызают чрево матери; в некоторых списках упоминаются также смертоносный взгляд аспида и его дыхание, сжигающее все вокруг.
Чтобы поймать аспида, охотники используют ветки омелы и одежду из пропитанной уксусом травы, бросают перед ним воловий навоз (испытывая к нему пристрастие, А. открывает уши и становится уязвим), произносят заклинания.
В древнерусских азбуковниках аспид.- мифическая крылатая змея, с птичьим носом и раздвоенным хвостом, не переносящая звука трубы. Ловцы изматывают его беспрестанной игрой на трубах, а потом хватают его раскаленными железными клещами. В «Собрании о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (рус. списки известны с XVII в.) об аспиде говорится, что это двуногий ядовитый змей, он не любит звука музыкальных инструментов и охотники ловят его при помощи органов.

"3верь сей также хитростию превеликой отличается. Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает. Делает он так по образу и подобию богача, коий одно ухо завсегда к благам земным приходящим наставляет, другое же грехом затыкает. Сравню таковых со змеем аспидом, псалом 57:5: "Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои".



Из немецкого бестиария, ок.1450г.



"Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет."
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта






Заговорить, уничтожить разрушающую все вокруг себя аспиду могли, по поверьям, колдуны, "знахари обаянники", которые использовали нелюбовь аспиды к "трубному гласу":

Пришедше же обаянницы, обаяти ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом...

Мечущуюся "от трубного гласа" аспиду знахари обаянники хватали и держали раскаленными клещами, пока она не погибала..."



Из английской рукописи, 1310-1320 Здесь аспид изображен похожим на льва зверем с шерстью и лапами.



Еще одна иллюстрация из этой же рукописи. Здесь аспид, также будучи змеей, изображен в виде собаки, охраняющей дерево, дающее бальзам, ради которого люди убаюкивают стража при помощи музыкальных инструментов.



Bestiary of Anne Walsh", 1633г

В славянских мифах также встречается следующее упоминание об Аспиде:

Как-то раз прошёл по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от неё пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюёт, а кого ядом не отравит, того огнём сожжёт.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у Богов. Молчали Боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на чёрном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые Боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать её суглинком и накрыть тяжёлыми камнями. На дне в железном чане разложили костёр, а среди брёвен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую Боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на всё, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздаётся из ямы, заложенной брёвнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскалённые щипцы высунулись - вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые Боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.

Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!

Петр Орловский "Аспид и Витязь"


Аспид. Миниатюра из "Собрания о неких собствах естества животных" Дамаскина Студита. Кон. XVII — нач. XVIII в. (РГБ. Унд. № 688. Л. 69 об.)


Tags: субботние монстры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments