zabzamok (zabzamok) wrote,
zabzamok
zabzamok

Category:

Субботние монстры. Избиение беса.


Сюжет избиения демона святым существует в византийской и европейской агиографии, где встречается масса рассказов о том, как в видении, т. е. в духовной реальности, святой связывал, «уязвлял», бил нечистого дух.

Примечание: Вы посмотрите как жестоко и главное ЧЕМ избивают бесов. Неудивительно, что с тех пор они предпочитают не показываться на глаза...



Наиболее яркие эпизоды такого рода встречаются в нескольких канонических и апокрифических мартириях, распространенных на Руси. Знаменательным памятником представляется здесь популярное «Никитино мучение» – апокрифическое житие святого мученика Никиты († 372 г., память 15 сентября)

Демон явился праведнику в темнице в образе ангела, убеждая поклониться языческим богам, чтобы избежать мучений. Святой обратился с молитвой ко всевышнему, после чего ему предстал архангел Михаил и велел «удержать» пришельца, чтобы тот открыл свою истинную сущность. Взяв ложного ангела, св. Никита поверг его под себя, наступил ногой на шею, задавил и, сняв со своих ног оковы, избил ими беса. Дух попросил святого «ослабить ногу» на его шее, а затем поведал, что он был послан в темницу своим отцом сатаной и стремился искусить мученика, чтобы принять благодарность от дьявола, подобно тому, как святой мечтает стяжать венец от Царя небесного. Узник повелел бесу назвать свое имя – тот ответил, что его зовут «Вельзаул» и рассказал о своих деяниях в мире. После этого Никита взял беса «за руку», отвел к царю язычнику и бросил перед ним, показав мучителю христиан его «бога»


Икона "Святая Марина" (побивающая беса).1857 год. Лазарос. Афины. Византийский музей.

Наиболее яркий рассказ о «физическом» истязании праведником нечистого духа представлен в житии св. мученицы Марины (Маргариты) Антиохийской (III–IV в., память 17 июля). Всоответствии с текстом, заключенная в темницу св. Марина попросила Господа, чтобы он показал ей врага – дьявола, и перед ней явился змей (впоследствии уточняется: «бесъ змиеобразный»), свистящий, изрыгающий пламя и смрад, оплетенный мелкими змеями. Святая преодолела страх и вновь помолилась Богу. после этого монстр проглотил святую (уточняется: «в мечте некоей», т. е. в видении), однако она сотворила крестное знамение, чрево змея разорвалось, и он упал мертвым. Из другого угла тут же явился бес и, взяв мученицу за руку, попытался отвратить ее от молитвы, заявив: «азъ оужику свою Роуфа во образе змиеви пустих, яко да тя погубить, ты же молитвами своими умори его и ныне мыслиши и мене изгубити. но помилуй мя…». Святая схватила беса «за власы и за оусъ»; пока мучимый Христовой силой бес кричал от боли, узница вырвала у него полбороды и правое око. Затем Марина взяла медный молот и ударила им беса в лицо – нечистый упал наземь, а дева наступила на него ногой и била молотом по голове и плечам. Помолившись и получив благословение свыше, Марина стала спрашивать беса о его имени и делах. Демон ответил, что его зовут «Велзаулъ», попросил отнять ногу с его шеи и рассказал святой, что он рожден от темного воздуха, «глаголемаго Сатанаила», и никто раньше не мог убить его «ужика» Руфа и наказать его самого тысячью ран. затем он поведал несколько версий относительно происхождения бесов (канонически верную – о самовольном отпадении части ангелов во зло и две апокрифические: о браке сатанаила с «диевой дочерью», отложившей яйца, из которых выходят нечистые духи, и о происхождении демонов от «древних лукавых жен»), заключив, что сами бесы не уверены, как они появились на свет. После этого святая отослала Вельзевула в ад, а перед смертью молила Господа, чтобы тот, кто помянет ее жизнь и перепишет житие, был избавлен от всех грехов

И на последок Свт. Николай изгоняет беса из колодца. Клеймо иконы «Свт. Никола Зарайский»


Tags: музей, религия, субботние монстры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments